Портрет Мессии в литературе эпохи Второго Храма

Authors

  • Александр ТАРАСЕНКО Преподавал в различных христианских вузах Санкт-Петербурга.,

Keywords:

Мессия, литература эпохи Второго Храма, мессианские воззрения в Палестине, мессианские ожидания, эсхатологические чаяния

Abstract

Данная статья является частью неопубликованной монографии и анализирует мессианские воззрения в Палестине в так называемую эпоху Второго Храма. В статье рассматриваются разнообразные тексты, появившиеся в Палестине в среде различных иудейских групп на протяжении примерно двух столетий. По мнению автора, мессианские ожидания характеризуют именно палестинскую литературу и отсутствуют в текстах еврейской диаспоры Средиземноморья. Всплеск эсхатологических чаяний пришелся на период от взятия Иерусалима Помпеем в 63 г. до н. э. и разрушения святого города и Храма Титом в 70 г. В это время активного распространения римлян на Востоке Мессия представлялся как национальный освободитель от языческой оккупации и мировой правитель. После 70 г. источники выделяют его роль как учителя. Раввинистическая литература старается нивелировать его значимость для будущем истории Израиля или просто замалчивает его роль. Автор систематизирует мессианские воззрения в 21 пункте. В примечаниях приведены современные исследования по данной теме.

Author Biography

Александр ТАРАСЕНКО, Преподавал в различных христианских вузах Санкт-Петербурга.

Родился в 1965 г. в Мелитополе, Запорожской области. В 1998 г. закончил С.-Петербургский христианский университет со степенью бакалавра теологии (BTh), а в 2000 г. – Университет Южной Африки (Unisa) в Претории со степенью магистра теологии (MTh). В 1997–2001 гг. был редактором альманаха «Хронограф», научного периодического издания СПбХУ. Преподавал в различных христианских вузах Санкт-Петербурга. С 1988 г. публиковался в светской и периодической печати. Автор монографий «Иисус и “полнота времени”» («Библия для всех», 2000) и «Четвертое Евангелие и его палестинский контекст» («Алетейя», 2010). Основные специализации – Новый Завет и история Израиля эпохи Второго Храма. С 1994 г. по 2008 г. учился и работал в С.-Петербурге. Ныне работает в Карловых Варах пастором баптистской церкви. Женат. E-mail: tarasenko65@gmail.com, сайт: www.vloza.info.

References

  1. Первоисточники
  2. Библия
  3. Biblia Hebraica Stuttgartensia. Ed-s: K. Elliger, W Rudolph. Stuttgart:Wurttembergergische Bibelanstalt Stuttgart, 1967/1977.
  4. Septuaginta. Ed. Alfred Rahlfs. Stuttgart: Deutche Bibelgeschaft. 1979.
  5. Novum Testamentum Graeca. K. Aland (Eds). 27th edn. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft. 1993.
  6. Словари и справочники
  7. Brown F., Briggs C. A., Driver S. R. 1979. A Hebrew and English Lexicon. Oxford: Clarendon Press.
  8. Inscriptions Judaicae Orientis. 3 Vls. Eds: Noy D., Panayotov A., Bloedhorn H. (Vol. 1), Ameling W. (Vol. 2), Noy D., Bloedhorn H. (vol. 3) TSAJ 101, 99. 102. Tübingen: Mohr Siebeck. 2004.
  9. Jastrow M. A Dictionary of the Targumim, the Talmud Bavli and Yerushalmi, and the Midrashic Literature. London: Luzac & Co.; New York: G. P. Putnam’s Sons. 1903.
  10. Koehler L., Baumgartner W, Stamm J. J. (Eds) 2001.The Hebrew and Aramaic Lexicon of the Old Testament (Hebrew and Aramaic Lexicon of the Old Testament). 2 vls. Leiden: Brill.
  11. Liddell H. G., Scott R. 1996. A Greek-English Lexicon. Oxford: Clarendon Press.
  12. Strack H. L., Billerbeck P. 1969. Kommentar zum neuen Testament aus Talmud und Midrasch. Munchen: C. H. Beck’sche Verlagsbuchhandlung.
  13. Еврейские и христианские тексты
  14. Авот рабби Нафана. Пер.: Н. А. Перферкович. СПб. 1903.
  15. Ветхозаветные апокрифы. СПб.: Амфора. 2000.
  16. Евсевий Памфил. Церковная история. М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. 1993.
  17. Иосиф Флавий. Иудейская война. М., Иер.: Gesharim. 1994.
  18. Иосиф Флавий. Иудейские древности. М.: Ладомир. 1994.
  19. Иосиф Флавий. Против Апиона // Филон Александрийский. Против Флакка. О посольстве. Иосиф Флавий. Против Апиона. М.; Иер.: Gesharim. 1994.
  20. Ипполит. Опровержение всех ересей // Тексты Кумрана. (Ред.: Амусин И. Д.) М.: Наука. 1971.
  21. Мехильта Исход. Пер.: Н. Перферкович. СПб.: Издание П. П. Сойкина. 1906. // Талмуд. Мишна и Тосефта. Пер.: Н. А. Перферкович. СПб.: Издание П. П. Сойкина. 1902–1905 [репр.].
  22. Сивилл, книги. Пер.: М. и В. Витковские. М.: Энигма. 1996.
  23. Сифра Левит. Пер.: Н. Перферкович. СПб.: Издание П. П. Сойкина. 1906 [репр.].
  24. Тексты Кумрана. (Старкова К. Б. и ред.). СПб.: Петербургское востоковедение. 1996.
  25. Талмуд. Мишна и Тосефта. Пер.: Н. А. Перферкович. СПб.: Издание П. П. Сойкина. 1902–1905 [репр.].
  26. Талмуд. Берахот. Пер. Н. Перферкович. СПб.: Издание П. П. Сойкина. 1905.
  27. Талмуд. Таанит. Пер.: М. Кравцов. М.; Иер. 1998.
  28. Филон Александрийский. Толкования Ветхого Завета. М.: ГЛК. 2000.
  29. The Babylonian Talmud. Ed.: I. Epstein. 18 Vls. London: The Soncino Press. 1978. (CD)
  30. Corpus Inscriptionum Judaicarum. 2 vls. Ed.: J. B. Frey. Vatican City. 1936, 1952.
  31. Corpus Papyrorum Judaicarum. 3 vls. Eds.: V. A. Tcherikover, A. Fuks, M. Stern. Cambridge, Ma: Harvard University Press. 1964.
  32. Dead Sea Scrolls Eds.: M. Wise, M. Abegg, E. Cook. San-Francisco: Harper San-Francisco. 1996.
  33. The Dead Sea Scrolls. Study Edition. 2 Vls. Ed-s: F. G. Martinez and E. J. C. Tigchelaar. Grand Rapids: Wm. B. Eerdmans Publishing Company. 2000.
  34. The Fathers According to Rabbi Nathan. Version A. Tran.: J. Goldin. YJS 10. London: Yale University Press. 1983.
  35. The Fathers According to Rabbi Nathan. Version B. Tran.: A. Saldarini. Leiden: Brill. 1975.
  36. The Fathers According to Rabbi Nathan. Version B. Tran.: A. Saldarini. Leiden: Brill. 1975.
  37. Midrash Rabbah. Ed.: H. Freedman. London, New York: The Soncino Press. 1983. (CD)
  38. Mekhilta R. Ishmael. 3 Vls. Tr.: J. Lauterbach. Philadelphia, Ill.: Jewish Publication Society. 1933. [rep.: Varda Books. 2005]
  39. The Mishnah. Tran.: H. Danby. London: Oxford University Press. 1958.
  40. The Mishnah. A New Translation by Jacob Neusner. London: Yale University Press. 1988.
  41. Josephus. Works. Tran.: H. St. J. Thackeray. Cambridge, Ma: Harvard University Press. 1993–1998.
  42. Old Testament Pseudepigrapha. Ed.: J. H. Charlesworth. 2 Vls. New York, London: Doubleday. 1983.
  43. Philo. Works. Tran.: Ralph Marcus. Cambridge, Ma: Harvard University Press. 1993.
  44. Sifre on Deuteronomy. Tran.: R. Hammer. New Haven: Yale University Press. 1986.
  45. Sifre zu Numberi. Der tannaitiche Midraschim. Band 3. Übersetzt und erclärt: K. G. Kuhn. Stuttgart: W. Kohlhammer Verlag.
  46. The Tosefta. 2 vls. Tran.: J. Neusner. Peabody, Ma: Hendrickson Publishers, Inc. 2002.
  47. Übersetzung des Talmud Yerushalmi. Herausgegeben von M. Hengel, P. Shäfer, H.-J. Becker, F. G. Hüttenmeister. Tübingen: Mohr Siebeck.
  48. Греко-римские тексты
  49. Светоний, Гай Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М.: правда. 1991.
  50. Страбон. География. М., 1993.
  51. Тацит, Корнелий. Анналы. Малые произведения. История. СПб.: Наука. 1993.
  52. Штерн М. 1997–2002. Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. В 3 т. М., Иер.: Gesharim.
  53. Dio Cassius. Roman History. Trans.: E. Cary. Cambridge, Ma: Harvard University Press. 1914.
  54. Современные исследования
  55. Амусин И. Д. 1983. Кумранская община. М.: Наука.
  56. Старкова К. Б. 1996. Тексты Кумрана. СПб.: Петербургское востоковедение.
  57. Тантлевский И. Р. 1994. История и идеология кумранской общины. СПб.: «Восточная литература» РАН.
  58. Тарасекно А. А. 2010. Четвертое Евангелие и его палестинский контекст. СПб: Алетейя.
  59. Amusin J. D. 1977. «The Reflection of Historical Events of the First Century B. C. in Qumran Commentaries (4Q161; 4Q169; 4Q166)», in Hebrew Union College Annual. 48: 134–146.
  60. Basser H. 1985. «The Development of the Pharisaic Idea of Law as a Sacred Cosmos», in Journal for the Study of Judaism in the Persian, Hellenistic and Roman Period. 16/1: 104–116.
  61. Bauckham R. 2006. «Messianism According to the Gospel of John», in Lierman J. (Ed) Challenging Perspectives on the Gospel of John. Tűbingen: WUNT 2.219. Mohr Siebeck.
  62. Baumgarten J. M. 1976. «The Duodecimal Courts of Qumran, Revelation, and the Sanhedrin», in Journal of Biblical Literature. 95/1: 59–78.
  63. Bennema C. 2003. «Spirit-Baptism in the Fourth Gospel. A Messianic Reading of John 1,33», in Biblica 84/1: 35–60.
  64. Collins J. I. 1987. «Messianism in the Maccabean Period», in Neusner J., Green W. S., Frerichs E. (Eds) Judaisms and Their Messiahs at the Turn of the Christian Era. Cambridge, N. Y.: University Press.
  65. Collins J. J. 2001. Seers, Sibyls and Sages in Hellenistic-Roman Judaism. Leiden: Brill.
  66. Condra E. 2002. Salvation for the Righteous Revealed. Jesus amid Covenantal and Messianic Expectations in Second Temple Judaism. Leiden: Brill.
  67. Dalman G. 1902. The Words of Jesus Considered in the Light of Post-Biblical Jewish Writings and the Aramaic Language. [rep. Eugene, Or : Wipf and Stock Publishers, 1997.]
  68. Davidson M. J. 1992. Angels at Qumran. A Comparative Study of 1 Enoch 1-36, 72-108 and Sectarian Writings from Qumran. JSPSup 11. Sheffield: JSOT Press.
  69. Dodd C. H. 1953. The Interpretation of the Fourth Gospel. Cambridge: University Press.
  70. Edersheim A. 1993. The Life and Times of Jesus the Messiah. Peabody, Ma: Hendrickson.
  71. Evans C. A. 2001. Jesus and His Contemporaries. Comparative Studies. Leiden: Brill.
  72. Feldman L. H. 1996. Studies in Hellenistic Judaism. Leiden: Brill.
  73. Fitzmyer J. A., S. J. 2000. The Dead Sea Scrolls and Christian Origins. Grand Rapids, Mi.: Eerdmans.
  74. Ginzberg L. 1922. «Some Observations on the Attitude of the Synagogue towards the Apocalyptic-Eschatological Writings», in Journal of Biblical Literature. 16/1: 115–136.
  75. Guthrie D. 1981. New Testament Theology. Downers Grove: Inter-Versity Press.
  76. Jassen A. P. 2008. «The Presentation of the Ancient Prophets as Lawgivers at Qumran», in Journal of Biblical Literature. 127/2: 307–337.
  77. Klausner J. 1946. Jesus of Nazareth. His Life, Times, and Teaching. New York: The Macmillan Company.
  78. Klausner J. 1955. The Messianic Idea in Israel. From Its Beginning to the Completion of the Mishnah. New York: The Macmillan Company.
  79. Mendels D. 1987. «Pseudo-Philo’s Biblical Antiquties, the “Forth Philosophy”, and the Political Messianism of the First Century C. E.», in Charlesworth J. H. (Ed.). The Messiah. Minneapolis: Fortress Press.
  80. Neusner J. 1984. Messiah in Context. Israel’s History and Destiny in Formative Judaism. Philadelphia: Fortress Press.
  81. Neusner J. 1987b. «Mishnah and Messiah», in Neusner J., Green W. S., Frerichs E. (Eds) Judaisms and Their Messiahs at the Turn of the Christian Era. Cambridge, NY: University Press.
  82. Nitzan B. 1997. «Eschatological Motives in Qumran Literature: the Messianic Concept», in Reventlow H. G. (Ed.) Eschatology in the Bible and in Jewish and Christian Tradition. JSOTSup 243. Sheffield: JSOT Press.
  83. Oegema G. S. 1998. The Anointed and his People. Messianic Expectation from the Maccabees to Bar Kochba. Sheffield: JSOT Press.
  84. Olyan S. M. 1987. «Ben Sira’s Relationship to the Priesthood», in Harvard Theological Review. 80/3: 261–286.
  85. Oppenhaimer A. 1997. «Leadership and Messianism in the Time of the Mishnah», in Reventlow H. G. (Ed.) Eschatology in the Bible and in Jewish and Christian Tradition. JSOTSup 243. Sheffield: JSOT Press.
  86. Riesner R. 1981. Jesus als Lehrer. WUNT 2.7. Tübingen: Mohr Siebeck.
  87. Robinson S. E. 1997. «Apocalypticism in the Time of Hillel and Jesus”, in Charlesworth J. H., Johns L. L. (Eds) Hillel and Jesus. Comparisons of Two Religious Leaders. Minneapolis: Fortress Press.
  88. Schürer E. A. et al. 1995. History of the Jewish People in the Time of Jesus Christ. 3 vls. Edinburgh: T & T Clark.
  89. Wright N. T. 1996. Jesus and the Victory of God. Minneapolis: Fortress Press.
  90. Zimmermann J. 1998. Messianische Texte aus Qumran. WUNT 2.104. Tübingen: Mohr Siebeck.

How to Cite

ТАРАСЕНКО, Александр. 2010. “Портрет Мессии в литературе эпохи Второго Храма”. Theological Reflections: Eastern European Journal of Theology, no. 11 (May):30-42. http://reflections.eeit-edu.info/article/view/88834.