Богословская критика современной экзегетической практики

Authors

  • Дэвид ХОНЕР На данный момент работает экономистом в Льюис Бергер Групп (The Louis Berger Group)., United States

Keywords:

экзегетическая практика, библейское толкование, богословские добродетели, современная экзегетика, авторская интенция

Abstract

Главная цель настоящей статьи заключается в том, чтобы призвать [читателей] к богословски содержательному пониманию задачи библейского толкования. Автор начинает с вопросов о тринитарном откровении и обсуждает их значение в отношении того, как мы понимаем Писание. Обозначая Писание как главный Божий инструмент откровения, автор выдвигает понятие «богословских добродетелей» – веру, надежду и любовь – необходимое для того, чтобы читатель мог хорошо толковать Писание.

Далее в статье исследуется интерес современной экзегетики к буквальному значению текста и приводится нынешняя критика в адрес этого подхода. [Специально] рассматривается понятие авторской интенции и анализируется предложенное Хирчем (E.D. Hirsch) разграничение между «значением» и «значимостью», а также Гадамеровское понимание толкования как метафоры разговора. Автор утверждает, что Божественное авторство и понимание Христа как наиболее полное самооткровение Бога дают возможность толковать Писание, выходя за рамки человеческой интенции автора. Затем автор показывает богословское толкование [Писания] на примере апостольских творений и отдельно поясняет его со ссылкой на Оригена и Фому Аквинского.

Author Biography

Дэвид ХОНЕР, На данный момент работает экономистом в Льюис Бергер Групп (The Louis Berger Group).

Биографический очерк: Дэвид Хонер получил магистерскую степень богословия в Даллаской богословской семинарии. С 2002 по 2006 гг. он нёс служение академического декана в Донецком христианском университете. Недавно он закончил учёбу по программе магистра искусств в области международных связей и экономики в Университете им. Джонса Хопкинса, и на данный момент работает экономистом в Льюис Бергер Групп (The Louis Berger Group). 

References

  1. Brown R.E. “Hermeneutics.” In The Jerome Biblical Commentary. 2 vols. in one. Ed. R.E. Brown, J.A. Fitzmyer and R.E. Murphy. Englewood Cliffs, NT: Prentice-Hall, 1968, 2:605-23.
  2. Bruns G.L. “Midrash and Allegory: The Beginnings of Scriptural Interpretation.” The Literary Guide to the Bible. Eds. Robert Alter and Frank Kermode. Cambridge: The Belknap Press, 1987, 625-646.
  3. de Lubac, Henri. Medieval Exegesis, vols. 1-2, trans. E.M. Macierowski. Grand Rapids: Eerdmans, 1998, 2000.
  4. Dulles A. Models of Revelation. Maryknoll, New York: Orbis Books, 1992.
  5. Farkasfalvy D. “A Heritage in Search of Heirs: The Future of Ancient Christian Exegesis,” Communio. 25 (Fall 1998), 505-19.
  6. Farley E. Theologia: The Fragmentation and Unity of Theological Education. Philadelphia: Fortress Press, 1983.
  7. Florovsky G. “Revelation, Theology, and Philosophy.” Collected Works of George Florovsky, Vol. III: Creation and Redemption. Belmont, Mass.: Nordland Publishing Company, 1976, 21-40.
  8. Fowl S. E. Engaging Scripture: A Model for Theological Interpretation. Malden, MA: Blackwell Publishers, 1998.
  9. Fowl S. E., Jones L.G. Reading in Communion: Scripture and Ethics in Christian Life, Grand Rapids: Eerdmans, 1991.
  10. Gadamer H.G. Truth and Method:Truth and Method, 2nd rev. ed. Trans. J. Weinsheimer and D.G. Marshall. New York: Continuum, 1989.
  11. Green J. B., Turner M. (Eds.). Between Two Horizos: Spanning New Testament Studies and Systematic Theology. Grand Rapids: Eerdmans, 2000.
  12. Guyon J. Experiencing the Depths of Jesus Christ. Gardiner, Maine: Christian Books, 1975.
  13. Hirsch, Jr., E.D. The Aims of Interpretation. Chicago: The University of Chicago Press, 1976.
  14. Hirsch, Jr., E.D. Validity in Interpretation. New Haven: Yale University Press, 1967.
  15. Lindbeck G. A. The Nature of Doctrine: Religion and Theology in a Postliberal Age. Philadelphia: The Westminster Press, 1984.
  16. Longenecker R. Biblical Exegesis in the Apostolic Period. Grand Rapids: Eerdmans, 1975.
  17. Meyendorff J. Byzantine Theology: Historical Trends and Doctrinal Themes. New York: Fordham University Press, 1979.
  18. Moo. D.J. “The Problem of Sensus Plenior.” Hermeneutics, Authority and Canon. Ed. by D.A. Carson and J.D. Woodbridge. Leicester: InterVarsity, 1986: 179-211.
  19. Schleiermacher F. D. E. “Hermeneutics and Criticism.” The Hermeneutics Reader. Ed. K. Mueller-Vollmer. New York: Continuum, 1985, 72-97.
  20. Steinmetz D. “The Superiority of the Pre-Critical Exegesis,” Theology Today 37 (1980), 27-38.
  21. Vanhoozer K.J. “First Theology: Meditations in a Postmodern Toolshed,” First Theology. Downers Grove: InterVarsity Press, 2002, 15-41.
  22. Vanhoozer K.J. “God’s Mighty Speech Acts: The Doctrine of Scripture Today,” First Theology. Downers Grove: InterVarsity Press, 2002, 127-58.
  23. Vanhoozer K.J. Is There Meaning in This Text? The Bible, the Reader and the Morality of Literary Knowledge. Grand Rapids: Zondervan, 1998.
  24. Watson F. Text, Church, and World. Grand Rapids: Eerdmans, 1994.
  25. Webster J. “Hermeneutics in Modern Theology: Some Doctrinal Reflections,” Scottish Journal of Theology 51 (1998), 307-41.
  26. Webster J. Holy Scripture: A Dogmatic Sketch. Cambridge: Cambridge University Press, 2003.
  27. Wilken R. L. “In Dominico Eloquio: Learning the Lord’s Style of Language,” Communio 24 (Winter 1997), 846-66.

How to Cite

ХОНЕР, Дэвид. 2008. “Богословская критика современной экзегетической практики”. Theological Reflections: Eastern European Journal of Theology, no. 9 (December):7-21. http://reflections.eeit-edu.info/article/view/87774.