Свобода воли: все «за» и «против»
Keywords:
Cвобода воли, библейское учение о свободе воли, богословский детерминизм, произвол, рабство волиAbstract
Статья Геннадия Гололоба «Свобода воли: все за и против» посвящена теме возможности и условий проявления свободы воли человека. В ней представлена основная классификация древних и современных представлений о свободе воли, проведен их анализ в научном и богословском ракурсах и изложено библейское учение о свободе воли человека, занимающее промежуточное положение между концепцией богословского детерминизма, так и постмодернистским представлением о свободе воли как ничем не обусловленном произволе.
В статье обсуждаются следующие вопросы: Свободен ли человек в своих желаниях и поступках и насколько? Как возможно проявление свободы воли в мире, подверженном действию природных законов, категорий логики и этических норм? Согласуются ли между собой свобода воли человека и Божественное предопределение? Существует ли возможность самоконтроля свободы воли? Каковы способы влияния на свободный выбор человека? Делает ли свобода воли человека его морально ответственным существом? Каким образом человеку правильно пользоваться этим удивительным даром Божьим?
References
- А. Русскоязычная богословская и научная литература:
- Несмелов В.И. Наука о человеке: В 2 т. Казань, 1898-1906 (репринт – 1994).
- Олсон Г. Моральное правление Бога. СПб, 1994.
- Форлайнс Ф.Л. Библейская систематика. СПб: Библия для всех, 1996.
- Шенк Р. Жизнь в Сыне. Исследование учения о неотступности. СПб: Библия для всех, 2000.
- Пикирилли Р.Е. Кальвинизм, арминианство и богословие спасения. СПб: Библия для всех, 2002.
- Корнер Д.Д. Вечное спасение на условии веры. Верлаг (Германия): Титул, 2003.
- Гололоб Г.А. Свобода воли: между рабством и произволом. СПб: Библия для всех, 2008.
- Прист С. Теории сознания. М., 2000.
- Сёрл Дж. Открывая сознание заново. М., 2002.
- Проблема человека в западной философии: Сборник переводов. М.: Прогресс, 1988.
- Б. Англоязычная богословская и научная литература:
- Jacobus Arminius, The Writings of Arminius, 3 vols. tr. James Nichols and W. R. Bagnall (Baker, 1956).
- John Miley, Systematic Theology, 2 vols. (Methodist Book Concern, 1892, 94; Reprint: Peabody, Mass.: Hendriksen, 1989).
- Klein, William W., The New Chosen People: A Corporate View of Election (William Wade Klein, 1990).
- Emil Brunner, Karl Barth, Natural Theology, ed. John Bailie (London: Geoffrey Bles, Centenary Press, 1946
- Brunner, Emil, Man in Revolt: A Christian anthropology, tr. Olive Wyon (1937; Lutterworth, 1939).
- Understanding the Self, ed. R. Stevens (London: Sage, 1996).
- Roger Scruton, An Intelligent Person's Guide to Philosophy (London: Duckworth, 1996).
- Mary Midgeley, Beast and Man: The Roots of Human Nature (London: Methuen, 1980).
- Trusted J. Free will and responsibility (Oxf., 1984).
- Van Inwagen P. An essay on free will (Oxf., 1983).
- Jeeves, Malcolm A., Berry, R. J. and Atkinson, David, Free to Be Different (Marshalls, 1984).
- Pink T. Free Will: A Very Short Introduction (Oxford: Oxford University Press. 2004).
- Watson G. ed., Free Will (Oxford: Oxford University Press, 1982).
Downloads
How to Cite
Issue
Section
License
Copyright (c) 2020 Геннадий ГОЛОЛОБ
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License.
All articles published in the Journal are distributed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International License
By submitting an article for publication in Theological Reflections: Eastern European Journal of Theology the author grants the editors the right to publish the article and distribute it in electronic and print form.
The author reserves all copyrights and the right to use the materials of the article in whole or in part for educational purposes, to write his own dissertations, to prepare abstracts, conference reports, oral presentations, etc., as well as post electronic copies of articles (including the final electronic version downloaded from the journal’s official website) on non-commercial web-resources without the consent of the editorial board and founders.