Еврейская миссия в эпоху Второго Храма – от обрезания к образованию

Authors

  • Александр ТАРАСЕНКО Пастор баптистской церкви в Карловых Варах, Czechia

Keywords:

Ранний иудаизм, Иудейская миссия эпохи Второго Храма, миссия фарисеев, миссия первых христиан.

Abstract

Данная статья представляет собой расширенный вариант доклада, прочитанного несколько лет назад в Международной баптистской теологической семинарии (IBTS) в Праге. Статья посвящена иудейской миссии эпохи Второго Храма и той трансформация, которую она претерпела на протяжении нескольких столетий после возвращения евреев из Вавилонского плена. С позиции автора, иудаизм не практиковал миссию в том понимании этого слова, которое присуще современному христианству. В статье приведены различные источники, которые показывают широкое распространение евреев и иудаизма в Средиземноморье, а также дан краткий анализ миссионерской практики иудаизма и одной из его сект - фарисеев. Автор делит иудейскую миссию на пассивную (естественное распространение евреев среди окружающих народов) и активную (сознательное распространение сектантской теологии среди евреев диаспоры). Трансформация иудаизма была вызвана развитием самого общества под влиянием внешних факторов и привела к постепенному сдвигу религиозной идентификации от обрезания к образованию. На основании различных источников автор показывает, что этот сдвиг был характерен для миссии фаеерисв, а затем и первых христиан.

Author Biography

Александр ТАРАСЕНКО, Пастор баптистской церкви в Карловых Варах

Александр Тарасенко родился в 1965 г. в Мелитополе, Запорожской области. В 1998 г. закончил С.-Петербургский христианский университет со степенью бакалавра теологии (BTh), а в 2000 г. – Университет Южной Африки (Unisa) в Претории со степенью магистра теологии (MTh). В 1997–2001 гг. был редактором альманаха «Хронограф», научного периодического издания СПбХУ. Преподавал в различных христианских вузах Санкт-Петербурга. С 1988 г. публиковался в светской и периодической печати. Автор монографий «Иисус и “полнота времени”» («Библия для всех», 2000) и «Четвертое Евангелие и его палестинский контекст» («Алетейя», 2010). Основные специализации – Новый Завет и история Израиля эпохи Второго Храма. С 1994 г. по 2008 г. учился и работал в С.-Петербурге. Ныне – пастор баптистской церкви в Карловых Варах (www.istocnik.cz). Женат.

References

  1. Первоисточники
  2. Библия
  3. Biblia Hebraica Stuttgartensia. Ed-s: K. Elliger, W Rudolph. Stuttgart:Wurttembergergische Bibelanstalt Stuttgart, 1967/1977.
  4. Septuaginta. Ed. Alfred Rahlfs. Stuttgart: Deutche Bibelgeschaft. 1979.
  5. Novum Testamentum Graeca. K. Aland (Eds). 27th edn. Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft. 1993.
  6. Словари и справочники
  7. Theological Dictionary of the New Testament. Eds: G. Kittel, G. Friedrich. 12 Vls. Grand Rapids, MI: Eerdmans. 1964.
  8. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческих цивилизаций. Часть 1: Месопотамия. Ред.: Дьяконов И. М. М.: Наука. 1983.
  9. Еврейские и христианские тексты
  10. Авот рабби Нафана. СПб. 1903.
  11. Ветхозаветные апокрифы. СПб.: Амфора. 2000.
  12. Евсевий Памфил. Церковная история. М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь. 1993.
  13. Иосиф Флавий. Иудейская война. М., Иер.: Gesharim. 1994.
  14. Иосиф Флавий. Иудейские древности. М.: Ладомир. 1994.
  15. Иосиф Флавий. Против Апиона // Филон Александрийский. Против Флакка. О посольстве. Иосиф Флавий. Против Апиона. М.; Иер.: Gesharim. 1994.
  16. Талмуд. Мишна и Тосефта. Пер.: Н. А. Перферкович. СПб.: Издание П. П. Сойкина. 1902–1905 [репр.].
  17. Филон Александрийский. Толкования Ветхого Завета. М.: ГЛК. 2000.
  18. The Babylonian Talmud. Ed.: Epstein I. 18 vls. NY: The Soncino Press. 1978. (CD)
  19. The Dead Sea Scrolls. Study Edition. 2 Vls. Eds: Martinez F. G., Tigchelaar E. J. C. Grand Rapids, MI: Eerdmans. 2000.
  20. Midrash Rabbah. Ed.: Freedman H. NY: The Soncino Press. 1983. (CD)
  21. Josephus. Works. Cambridge, MA: Harvard University Press. 1993–1998.
  22. Old Testament Pseudepigrapha. Ed.: Charlesworth J. H.. 2 Vls. NY: Doubleday. 1983.
  23. Philo. Works. Cambridge, MA: Harvard University Press. 1993.
  24. The Tosefta. 2 vls. Peabody, MA: Hendrickson. 2002.
  25. Übersetzung des Talmud Yerushalmi. Herausgegeben von M. Hengel, P. Shäfer, H.-J. Becker, F. G. Hüttenmeister. Tübingen: Mohr Siebeck.
  26. Греко-римские тексты
  27. Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. В 3 т. Ред.: Штерн М. М., Иер.: Gesharim. 1997–2002.
  28. Светоний, Гай Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М.: Правда. 1991.
  29. Страбон. География. М., 1993.
  30. Тацит, Публий Корнелий. Анналы. Малые произведения. История. СПб.: Наука. 1993.
  31. Dio Cassius. Roman History. Cambridge, MA: Harvard University Press. 1914.
  32. Современные исследования
  33. Амусин И. Д. 1983. Кумранская община. М.: Наука.
  34. Бикерман Э. 2000. Евреи в эпоху эллинизма. М., Иер.: Gesharim.
  35. Иеремиас И. 1999. Богословие Нового Завета. Часть первая: провозвестие Иисуса. М.: Восточная литература.
  36. Левинская И. А. 2000. Деяния апостолов на фоне еврейской диаспоры. СПб.: Логос.
  37. Лурье С. 1923. Антисемитизм в древнем мире, попытки объяснения его в науке и его причины. Берлин: изд. З. И. Гржебина.
  38. Пеннер П. 1999. Научите все народы. СПб.: Библия для всех.
  39. Раджак Т. 1993. Иосиф Флавий. Историк и общество. М., Иер.: Гешарим.
  40. Рыбинский В. П. 1898. Религиозное влияние иудеев на языческий мир в конце ветхозаветной и начале новозаветной истории и прозелиты иудейства. Киев: Университет Св. Владимира.
  41. Штейнзальтц А., Функенштейн A. 1997. Социология невежества. М., Иер.: Институт изучения иудаизма в СНГ.
  42. Ben Zeev M. P. 1998. Jewish Rights in the Roman World. Tűbingen: Mohr Siebeck.
  43. Blidstein G. J. 1996. «A Note on Rabbinic Missionizing». JTS 47/2: 528–531.
  44. Cohen S. J. D. 1999a. «The Rabbi in Second Century Jewish Society», in The Cambridge History of Judaism. V. 3: The Early Roman Period. Eds: Horbury W., Davies W. D., Sturdy J. NY: Cambridge University Press.
  45. Cohen S. J. D. 1999b. The Beginnings of Jewishness. Boundaries, Varieties, Uncertainties. Berkeley, CA: University of California Press.
  46. Collins J. J. 2000. Between Athens and Jerusalem: Jewish Identity in the Hellenistic Diaspora. Grand Rapids, MI: Eerdmans.
  47. Collins J. J. 2001. Seers, Sibyls and Sages in Hellenistic-Roman Judaism. Leiden: Brill.
  48. Crossan J. D. 1992. The Historical Jesus. The Life of a Mediterranean Jewish Peasant. San-Francisco: Harper San-Francisco.
  49. Cappelletti S. 2006. The Jewish Community of Rome. From the Second Century B.C. to the Third Century C.E. Leiden: Brill.
  50. Feldman L. H. 1996. Studies in Hellenistic Judaism. Leiden: Brill.
  51. Gafni I. M. 1997. Land, Center and Diaspora. Jewish Constructs in Late Antiquity. JSPSup 21. Sheffield: Sheffield Academic Press.
  52. Goodman M. 2007. Judaism in the Roman World. Leiden: Brill.
  53. Hengel M. 1974. Judaism and Hellenism. Studies in Their Encounter in Palestine during the Early Hellenistic Period. 2 vls. [rep.: Eugene, OR: Wipf and Stock Publishers. 2003].
  54. Hengel M. 1989a. The Zealots. Investigation into the jewish Freedom Movement in the Period from Herod I until 70 A. D. Edinburgh: T & T Clark.
  55. Jeremias J. 1969. Jerusalem in the Time of Jesus. An Investigation into Economic and Social Conditions during the New Testament Period. Philadelphia, PA: Fortress Press.
  56. Katz S. T. 1984. «Issues in the Separation of Judaism and Christianity after 70 C.E.: A Reconsideration». JBL 103/1: 43–76.
  57. Levine L. I. 2005. The Ancient Synagogue. The First Thousand Years. 2nd. New Heaven, CT: Yale University Press.
  58. Liebeschuetz W. 2001. «The Influence of Judaism among Non-Jews in the Imperial Period». JJS 52/2: 236–252.
  59. Mason S. N. 2009. Josephus, Judea, and Christian Origins. Methods and Categories. Peabody, MA: Hendrickson.
  60. Matthew S. 2001. First Converts: Rich Pagan Women and the Rhetoric of Mission in Early Judaism and Christianity. Stanford, CA: Stanford University Press.
  61. McGaughy L. C. 1975. «The Fear of Yahweh and the Mission of Judaism: a Postexilic Maxim and its Early Christian Expansion in the Parable of the Talents». JBL 94/2: 235–245.
  62. Meeks W. A. 1967. The Prophet-King. Moses Traditions and the Johannine Christology. Leiden: Brill.
  63. Rajak T. 2001. The Jewish Dialogue with Greece & Rome. Studies in Cultural & Social Interaction. Leiden: Brill.
  64. Safrai S. 1987. «Oral Tora», in Safrai S. (Ed) The Literature of the Sages. Part 1: Oral Tora, Halakha, Mishna, Tosefta, Talmud, External Tractates. Philadelphia, PA: Fortress Press.
  65. Sasson J. M. 1966. “Circumcision in the Ancient Near East”. JBL 85/4: 473–476.
  66. Schäfer P. 1991. «Der vorrabbinische Pharisäismus», in Hengel M., Heckel U. (Eds) Paulus und das antike Judentum. WUNT 58. Tűbingen: Mohr Siebeck.
  67. Schäfer P. 1997. Judeophobia. Attitudes toward the Jews in the Ancient Word. Cambridge, MA: Harvard University Press.
  68. Schnabel E. J. 2004. Early Christian Mission. 2 vls. Downers Grove, Ill: InterVarsity Press.
  69. Sherwin-White A. N. 1963. Roman Society and Roman Law in the New Testament. London: Oxford University Press.
  70. Smith M. 1999. «The Gentiles in Judaism 125 BCE – CE 66», in Horbury W., Davies W. D., Sturdy J. (Eds). The Cambridge History of Judaism. V. 3: The Early Roman Period. NY: Cambridge University Press.
  71. Smallwood M. E. 1981. The Jews under Roman Rule. From Pompey to Diocletian. A study in Political Relations. Leiden: Brill. [rep.: 2001]
  72. Swetnam-Burland M. 2007. «Egyptian Objects, Roman Contexts: a Taste for Aegyptiaca in Italy», in Bricault L., Versluys M. J., Meyboom P. G. P. (Eds) Nile into Tiber. Egypt in the Roman World. Leiden: Brill.
  73. Wright N. T. 1992. The New Testament and the People of God. London: SPCK.

How to Cite

ТАРАСЕНКО, Александр. 2011. “Еврейская миссия в эпоху Второго Храма – от обрезания к образованию”. Theological Reflections: Eastern European Journal of Theology, no. 12 (May):84-97. http://reflections.eeit-edu.info/article/view/85556.