«Давидов Завет» в истории заветных отношений Бога с человечеством

Authors

  • Надежда РУЖИНА Академический декан Донецкого христианского университета, Ukraine

Keywords:

Давидов Завет, завет с Богом, Отношения с Богом в Ветхом Завете, древнееврейская религиозная традиция

Abstract

В истории «заветных отношений» Бога с человечеством или определенной группой людей, или отдельно взятым человеком, важную роль играет за
вет, данный Богом Давиду, оказавший влияние не только на историю древних времен, начиная с Давида и заканчивая последним из царей его рода в Иудейском царстве – Седекией, но и на «новозаветную» историю. При этом необходимо учесть тот факт, что христианское понимание «новозаветной» истории существенным образом отличается от еврейского осмысления. Так, в отличие от христиан, для которых «новозаветная» история неразрывно связана с именем Иисуса Христа и идеей «завета по благодати», для представителей иудаизма – с восстановлением (обновлением) заветных отношений, некогда установленных на горе Синай, приходом Мессии.

Поэтому, цель данного изыскания заключается в рассмотрении «Давидова завета» в истории заветных отношений Бога с человечеством, пото"
му как «Давидов завет» является одной из наиболее спорных теологических тем Ветхого Завета. Для этого в работе будет представлено исследование: (1) общего фона событий, поспособствовавших появлению «Давидова завета», (2) присущих ему характерных особенностей, а также (3) его согласованности с существовавшими на тот момент заветами и (4) имеющихся последствий «Давидова завета». При рассмотрении характерных особенностей завета будут отмечены следующие аспекты: избрание Давида и суть обетований завета. При анализе согласованности «Давидова завета» с другими заветами будут задействованы: Авраамов, Моисеев (Синайский) и Новый заветы.

Автор приходит к выводу, что, согласно христианской традиции, «Давидов завет», регулирующий временное и вечное правление потомков Давида, был подтвержден Божественной клятвой и обновлен в благовестии Марии. Согласно же еврейской традиции «Давидов завет», допускающий наказание евреев за их грехи нуждается в обновлении и восстановлении. Поэтому евреи продолжают ждать наступления мессианской эры (или пришествия Мессии).

Author Biography

Надежда РУЖИНА, Академический декан Донецкого христианского университета

Надежда Ружина. Академический декан Донецкого христианского университета. Получила степень магистра богословия в Санкт-Петербургском Христианском университете. Преподаватель древнееврейского языка, библеистики (Ветхий Завет). Руководитель студенческой и сестринской молитвенных групп.

References

  1. Ван-Гронинген Дж. Завет. // Евангельский Словарь Библейского Богословия. / Под ред. Э. Уолтера. – СПб.: Библия для Всех, 2000. – СС.341-352.
  2. Лакок А. Завет: христианский взгляд. / Иудейско"христианский диалог. // Словарь-справочник. Диалог. / Ред. Л. Кленицкий, Дж. Вайгодер. Пер. М. Серебрякова. – М.: ББИ Св. ап. Андрея, 2004. – СС.94-96.
  3. Мартинс Э. Замысел Бога. – СПб.: Библия для Всех, 1995.
  4. Райри Ч. Основы Богословия. – М.: Духовное Возрождение, 1997.
  5. Ринекер Ф., Майер Г. Библейская Энциклопедия Брокгауза. Более 6000 ключевых слов к личностям, истории, археологии и географии Библии. / Общ. ред. В.А. Цорн. Пер. с немец. В.М. Ивановой, А.А. Карельского, Д.В. Щедровицкого. – Кременчуг, Украина: Християнська Зоря, 1999.
  6. Уолтон Дж.Х., Мэтьюз В.Х., Чавалес М.У. Библейский культурно-исторический комментарий. // Ветхий Завет. / Энциклопедия христианства. Пер. с англ. Батухтиной Т.Г., Платуновой А.П. – Ч.1. – СПб.: Мирт, 2003.
  7. Энджел М. Завет: иудейский взгляд. / Иудейско"христианский диалог. // Словарь-справочник. Диалог. / Ред. Л. Кленицкий, Дж. Вайгодер. Пер. М. Серебрякова. – М.: ББИ Св. ап. Андрея, 2004. – СС.91-94.
  8. Энджел М. Мессия: иудейский взгляд. / Иудейско-христианский диалог. // Словарь-справочник. Диалог. / Ред. Л. Кленицкий, Дж. Вайгодер. Пер. М. Серебрякова. – М.: ББИ Св. ап. Андрея, 2004. – СС.154-157.
  9. Anderson A.A. 2 Samuel. // Word Biblical Commentary. – V.11. – Dallas, Texas: Word Books Publisher, 1989.
  10. Brueggemann W. First and Second Samuel. // Interpretation, a Bible Commentary for Teaching and Preaching. – V.9; 10. – Louisville: John Knox Press, 1990.
  11. Clements R.E. The Messianic Hope in the Old Testament. // JSOT. / 43. / 1989. – PP.3-19.
  12. Click to Home! Davidic Covenant. http:// www.bibleteacher.org/Dm120_6.htm. 05.04.02.
  13. Counts K. The Covenant of Grace – Part VIII. The Davidic Covenant to New Covenant. http://mtviewpres.freeservers.com/cov8.htm. 05.04.02.
  14. Fensham F.C. Завет, союз. // Новый Библейский Словарь. / Библейские реалии. (Гл. ред.) Р.З. Ороховатская. – Ч.2. – СПб.: Мирт, 2001. – СС. 291-296.
  15. Grisanti M.A. The Davidic Covenant. // TMSJ. / 10/2. 1999. – РР.233-250.
  16. Guinan M.D. Davidic Covenant. // The Anchor Bible Dictionary. / Edit. Freedman David Noel – V.2. – New York: Doubleday, 1992. – РР.69-72.
  17. Kaiser W.C. Jr. Toward an Old Testament Theology. – Grand Rapids, Michigan: Zondervan Publishing House, 1991.
  18. Paune D.F. Иерусалим. // Новый Библейский Словарь. / Библейские реалии. (Гл. ред.) Р.З. Ороховатская. – Ч. 2. – СПб.: Мирт, 2001. – СС.340-348.
  19. Paune D.F. Первая и Вторая Книги Царств. // Новый Библейский Комментарий. / Книга Бытие – Книга Иова. – Т. 1. – СПб.: Мирт, 2000. – СС. 399-448.
  20. Robinson G. A Сommentary on the Books of 1 & 2 Samuel. – Edinburgh – Grand Rapids: WM. Eerdmans Publishing Co. – The Handsel Press LTD, 1993.
  21. Smith R.A. The Davidic Covenant. http://www.berith.org/essays/bib/bib11.html.05.04.02.
  22. Sutton R.R. The Davidic Covenant. http:// entrewave.com/freebooks/docs/a_pdfs/newslet/sutton/9204.pdf. 05.04.02.
  23. Zuck R.B. A Biblical Theology of the Old Testament. – Chicago: Moody Press, 1991.

How to Cite

РУЖИНА, Надежда. 2013. “«Давидов Завет» в истории заветных отношений Бога с человечеством”. Theological Reflections: Eastern European Journal of Theology, June, 46-62. http://reflections.eeit-edu.info/article/view/80945.