Музыкальные реформы М. Лютера и их следы в реформаторской деятельности И.С. Проханова

Authors

  • Евгений ГОНЧАРЕНКО Гончаренко Е. С., ректор Института Духовной Музыки, Russian Federation

Keywords:

Музыкальные реформы, духовные песни, богослужебное пение, вероучительность, тематика.

Abstract

Аннотация
Музыкальные реформы Мартина Лютера (1483-546) были направлены на церковное богослужение. Отказавшись от григорианских гимнов с латинскими текстами, Лютер обратился к народным духовным песням. Корректируя латинские тексты молитвенных песнопений мессы и создавая новые, в соответствии с новым вероучением, Лютер и его единомышленники - музыканты работали над созданием богослужебных песен с опорой на ладово-интонационную систему немецкой народно песенности. Спустя столетия, один из ведущих лидеров евангельского движения в России Иван Степанович Проханов (1869-1935) подобно Лютеру, вместе с русскими евангельскими композиторами созидал вероучительные гимны и музыкальные произведения. Эта подвижническая творческая работа содействовала возникновению нового направления в русской духовной музыки и завершилась грандиозным, по своим масштабам изданием нотного трехтомного десятисборника духовных песен.

Ключевые слова: музыкальные реформы, духовные песни, богослужебное пение, вероучительность, тематика.

Abstract

The musical reforms of Martin Luther (1483-1546) were to reform the church service. While he was refusing Gregorian chants with Latin texts, Luther instead turned to sacred folk songs, correcting Latin texts of the traditional mass and creating new ones which reflected his theological view. Luther and his like minded assistants-musicians, worked on creating new songs for church services which were based on intonations found in German folk music. After centuries, one of the most important leaders of the evangelical movement in Russia: Ivan S. Prokhanov (1869-1935), similarly to Luther, along with evangelical composers was creating doctrinal hymns and musical compositions. This progressive, creative work contributed to the occurrence of the new line in Russian spiritual music and was concluded with the publishing of a great work: a three-volume collection of this music.

Keywords: Music reforms, spiritual songs, worship songs, doctrine, thematics.

Author Biography

Евгений ГОНЧАРЕНКО, Гончаренко Е. С., ректор Института Духовной Музыки

Гончаренко Е. С., ректор Института Духовной Музыки, член Всемирной Академии Искусств и Наук, профессор Сэмфордского Университета; Москва, Россия.

Goncharenko ES, Rector of the Institute of Sacred Music,
member of the World Academy of Arts and Sciences,
Professor Samford University (Samford University, USA)
Moscow, Russia.

References

  1. Библиография
  2. Гончаренко, Е.С. 2009. «Лютер и Проханов: созидание церковной музыкальной культуры».// Гончаренко, Е.С. Христианский центр «Логос». М. C.7
  3. В прохановском переводе Господь - убежище покров, Гусли №244, Ленинград 1927. Гончаренко, Е.С. 2002. «Величественный гимн эпохи реформации. Музыка и духовное возрастание церкви». М. С.42
  4. Евангельская вера. Январь-Декабрь, 1936. Берлин, C.20.
  5. Кеше, А.И. 1922. «Духовное пение и юбилей».// Утренняя звезда №7-8 Петроград 1922. С.21
  6. Коль, Гельмут. Из речи на открытии выставки в честь 500-летия рождения М.Лютера. 24.6.83.//Христианский центр «Логос».1. 97. М. 1997. C.12
  7. Науман, Эм. 1897. «Всеобщая история музыки» Том I. С.Петербург. C.139
  8. Проханов, И.С. 1928. Предисловие. Гусли. Ленинград. C.6, 7.
  9. Проханов, И.С. 1992. «В котле России». Chicago, Illinois, USA. С.141-142. Гончаренко, Е.С. «Творчество и музыкальная деятельность Каролиса Инкиса». Европейская хоровая культура: традиции и современность. Тамбовский государственный музыкально-педагогический институт им С.В. Рахманинова, 2008. С.37.
  10. Щвейцер, Альберт. 2002. «Иоганн Себастьян Бах. Классика – XXI». Москва С.2, 9, 15, 16, 17, 24.
  11. Шейфер, Френсис. 1990. «Как же нам жить теперь?». SGP Чикаго. C.82.
  12. Bibliography
  13. Goncharenko, E.S. 2009. «Ljuter i Prohanov: sozidanie cerkovnoj muzykal'noj kul'tury».// Goncharenko, E.S. Hristianskij centr «Logos». M. C.7
  14. V prohanovskom perevode Gospod' - ubezhishhe pokrov, Gusli №244, Leningrad 1927. Goncharenko, E.S. 2002. «Velichestvennyj gimn jepohi reformacii. Muzyka i duhovnoe vozrastanie cerkvi». M. S.42
  15. Evangel'skaja vera. Janvar'-Dekabr', 1936. Berlin, C.20.
  16. Keshe, A.I. 1922. «Duhovnoe penie i jubilej»// Utrennjaja zvezda №7-8 Petrograd 1922. S.21
  17. Kol', Gel'mut. Iz rechi na otkrytii vystavki v chest' 500-letija rozhdenija M.Ljutera. 24.6.83.//Hristianskij centr «Logos».1. 97. M. 1997. C.12
  18. Nauman, Jem. 1897. «Vseobshhaja istorija muzyki» Tom I. S.Peterburg. C.139
  19. Prohanov, I.S. 1928. Predislovie. Gusli. Leningrad. C.6, 7.
  20. Prohanov, I.S. 1992. «V kotle Rossii». Chicago, Illinois, USA.
  21. S.141-142. Goncharenko, E.S. «Tvorchestvo i muzykal'naja dejatel'nost' Karolisa Inkisa». Evropejskaja horovaja kul'tura: tradicii i sovremennost'. Tambovskij gosudarstvennyj muzykal'no-pedagogicheskij institut im S.V. Rahmaninova, 2008. S.37.
  22. Shhvejcer, Al'bert. 2002. «Iogann Sebast'jan Bah. Klassika – XXI». Moskva S.2, 9, 15, 16, 17, 24.
  23. Shejfer, Frensis. 1990. «Kak zhe nam zhit' teper'?». SGP Chikago. C.82.

How to Cite

ГОНЧАРЕНКО, Евгений. 2016. “Музыкальные реформы М. Лютера и их следы в реформаторской деятельности И.С. Проханова”. Theological Reflections: Eastern European Journal of Theology, no. 17 (September):260-66. http://reflections.eeit-edu.info/article/view/80501.