Псевдо-Дионисий Ареопагит и Восточная Церковь: Принятие «Корпус Ареопагитикум» и интеграция неоплатонизма в христианское богословие

Authors

  • Владимир ХАРЛАМОВ Владимир Харламов (Ph.D., Университет Дрю) преподает на программе «Доктор служения» в Университете Дрю (США),

Keywords:

Псевдо-Дионисий Ареопагит, Восточное православие, неоплатонизм, христианство и греческая философия

Abstract

В статье утверждается, что наследие Псевдо-Дионисия Ареопагита представляет собой наиболее живое и широкое влияния неоплатонических идей в Восточной православной традиции. Во-первых, будет рассмотрено то влияние или утверждение корпуса Дионисия в культурном формировании христианской идентичности Византийской империи. Эта культурная модель до сих пор остается важным элементом мировоззрения в Восточном православии и, как живой опыт этих традиций, она по-прежнему служит ярким представлением неоплатонического менталитета. Во-вторых, будет кратко рассмотрена важность понимания Дионисием небесных и церковных иерархий с точки зрения их влияния на метафизическую стратификацию мира, теургический подтекст церковной литургии и клерикальное структурирование священнической иерархии как наиболее характерные элементы, унаследованные от неоплатонизма и явно присутствующие в Восточной православной духовности.

Author Biography

Владимир ХАРЛАМОВ, Владимир Харламов (Ph.D., Университет Дрю) преподает на программе «Доктор служения» в Университете Дрю (США)

Владимир Харламов (Ph.D., Университет Дрю) преподает на программе «Доктор служения» в Университете Дрю, автор книги «Красота единства и гармония целого: концепция теозиса в богословии Псевдо-Дионисия Ареопагита» (2009), соавтор и редактор книги «Теозис: обожение в христианском богословии (том 1, в соредакторстве с Стефаном Финланом, 2006 и том 2, 2011)», автор научных статей: «Могут ли баптисты быть обожены? Важность понимания теозиса Восточной Церковью для баптисткой духовности», Baptistic Theologies 7 (2015): 69-84. Член Северо-американского патристического общества и Американской академии религии.

References

  1. Dionisiĭ Areopagit. Korpus sochineniĭ s tolkovanii͡ami prep. Maksima Ispovednika [Dionisius Areopagite. A Corpus of Works with Maximus the Confessor's Commentaries]. – SPb.: Izdatel'stvo Olega Abyshko, 2010.
  2. Athanassiadi, Polymnia. “Dreams, Theurgy and Freelance Divination: The Testimony of Iamblichus.” The Journal of Roman Studies 83 (1993): 115–30.
  3. Berchman, R. M. From Philo to Origen: Middle Platonism in Transition. Chico, CA: Scholars Press, 1984.
  4. Corrigan, Kevin. Reading Plotinus: A Practical Introduction to Neoplatonism. West Lafayette, IN: Purdue University Press, 2005.
  5. De Vogel, C. J. “Platonism and Christianity: A Mere Antagonism or a Profound Common Ground?” Vigiliae Christianae 39 (1985): 1–62.
  6. Di Berardino, Angelo and Basil Studer, eds. History of Theology. Vol. 1 The Patristic Period. Collegeville, MN: The Liturgical Press, 1997.
  7. Golitzin, Alexander. Et Introibo Ad Altare Dei: The Mystagogy of Dionysius Areopagita: With Special Reference to Its Predecessors in the Eastern Christian Tradition. Thessaloniki: Patriarchikon Idruma Paterikõn Meletõn, 1994.
  8. Golitzin, Alexander with the collaboration of Bogdan G. Bucur. Mystagogy: A Monastic Reading of Dionysius Areopagita. Collegeville, MN: Liturgical Press, 2013.
  9. Harl, K. W. “Sacrifice and Pagan Belief in Fifth- and Sixth-Century Byzantium.” Past and Present 128 (1990): 7–27.
  10. Hathaway, Ronald F. Hierarchy and the Definition of Order in the Letters of Pseudo-Dionysius. A Study in the Form and Meaning of the Pseudo-Dionysian Writings. Hague: Nijhoff, 1969.
  11. Iamblichus. De Mysteriis, translated by Emma C. Clarke, John M. Dillon, and Jackson P. Hershbell. Atlanta, GA: Society of Biblical Literature, 2003.
  12. Kharlamov, Vladimir. The Beauty of the Unity and the Harmony of the Whole: The Concept of Theosis in the Theology of Pseudo-Dionysius the Areopagite. Eugene, OR: Wipf and Stock, 2009.
  13. Koch, Hugo. “Proklus als Quelle des Pseudo-Dionysius Areopagita in der Lehre vom Bösen.” Philologus 54 (1895): 438–54.
  14. ________. Pseudo-Dionysius Areopagita in Seinen Beziehungen zum Neuplatonismus und Mysterienwesen. 1900.
  15. Louth, Andrew. Denys the Areopagite. London: G. Chapman, 1989.
  16. ________. “Pagan Theurgy and Christian Sacramentalism in Denys the Areopagite.” Journal of Theological Studies 37 (1986): 432–38.
  17. McGinn, Bernard. The Foundations of Mysticism: Origins to the Fifth Century. New York: Crossroad, 1995.
  18. Meyendorff, John. Christ in Eastern Christian Thought. Crestwood, NY: St. Vladimir's Seminary Press, 1975.
  19. ________. “Continuities and Discontinuities in Byzantine Religious Thought.” Dumbarton Oaks Papers 47 (1993), 69–81.
  20. O’Meara, Dominic J., ed. Neoplatonism and Christian Thought. Albany, NY: State University of New York Press, 1982.
  21. Pseudo-Dionysius. Corpus Dionysiacum I: De Divinis Nominibus. Edited by Beate Regina Suchla. Patristische Texte und Studien 33. Berlin: Walter de Gruyter, 1990.
  22. ________. Corpus Dionysiacum II: De Coelesti Hierarchia, De Ecclesiastica Hierarchia, De Mystica Theologia, Epistulae. Edited by Günter Hail and Adolf Martin Ritter. Patristische Texte und Studien 36. Berlin: Walter de Gruyter, 1991.
  23. ________. The Complete Works. Translated by Colm Luibheid and Paul Rorem. The Classics of Western Spirituality. New York: Paulist Press, 1987.
  24. Rist, John. “Basil’s ‘Neoplatonism’: Its Background and Nature.” In Basil of Caesarea: Christian, Humanist, Ascetic, edited by Paul Jonathan Fedwick, 137–220. Toronto: Pontifical Institute of Medieval Studies, 1981.
  25. ________. “Plotinus and Christian Philosophy.” In The Cambridge Companion to Plotinus, edited by Lloyd P. Gerson, 386–413. Cambridge, UK: Cambridge University Press, 1999.
  26. Rorem, Paul and John Lamoreaux. John of Scythopolis and the Dionysian Corpus: Annotating the Areopagite. Oxford: Oxford University Press, 1998.
  27. Rosán, Laurence Jay. The Philosophy of Proclus: The Final Phase of Ancient Thought. New York: Cosmos Greek-American Printing Co., 1949.
  28. Shaw, Gregory. “Neoplatonic Theurgy and Dionysius the Areopagite.” Journal of Early Christian Studies 7 (1999): 573–99.
  29. Stiglmayr, Josef. “Der Neuplatoniker Proclus als Vorlage des sog. Dionysius Areopagita in der Lehre vom Übel.” Historisches Jahrbuch 16 (1895): 253–73, 721–48.
  30. Suchla, Beate Regina. “Die Überlieferung des Prologs des Johannes von Skythopolis zum griechischen Corpus Dionysiacum Areopagiticum: ein weiterer Beitrag zur Überlieferungsgeschichte des CD.” Nachrichten der Akademie Der Wissenschaften in Göttingen: Philologisch-Historische Klasse (1984), 4:176–88.
  31. Wallis, R. T. Neoplatonism, 2nd ed. Indianapolis, IN: Hackett Publishing Company, 1995.
  32. Wesche, Kenneth Paul. “Christological Doctrine and Liturgical Interpretation in Pseudo-Dionysius.” St. Vladimir’s Theological Quarterly 33 (1989): 53–73.

How to Cite

ХАРЛАМОВ, Владимир. 2016. “Псевдо-Дионисий Ареопагит и Восточная Церковь: Принятие «Корпус Ареопагитикум» и интеграция неоплатонизма в христианское богословие”. Theological Reflections: Eastern European Journal of Theology, no. 16 (May):120-37. http://reflections.eeit-edu.info/article/view/76810.