Почему отечественные баптисты – не арминиане и не кальвинисты

Authors

  • Константин ПРОХОРОВ Западно-Сибирский Библейский Колледж (г. Омск),

Keywords:

Кальвинисты, Арминиане, Русские баптисты, Реформатское богословие

Abstract

В работе рассматриваются фундаментальные причины того, почему русско-украинские баптисты не являются ни арминианами, ни кальвинистами. В отличие от европейского и американского баптизма русское братство ЕХБ исторически находится на другой теологической почве. Этому косвенно спо-собствовали даже коммунисты, воздвигшие "железный занавес", который разделил не только социа-листический Восток и капиталистический Запад, но и в очередной раз провёл разграничительную черту между восточным и западным христианством в целом. В то же время внутри СССР православные и баптисты объективно оказались в таких условиях, в которых они были и равно гони-мыми, и равно влекомыми друг к другу. Отечественные авторы ЕХБ, писавшие о предопределении до перестройки, критикуя кальвинизм, не упоминали арминианство как богословскую альтернативу. И дело здесь не в экзотическом термине, а в том, что за ним стоит, в тех принципиальных отличиях ме-жду реформатским богословием и православно-молоканской средой, взрастившей русский баптизм. Выступая против реформатской доктрины избрания, отечественные авторы противопоставляли ей традиционное для всего христианского Востока учение о спасении, основанное на Божьем предвиде-нии духовного выбора человека. Кальвинизм и арминианство практически одновременно – во время перестройки, и не ранее – заявляют о себе в среде отечественного баптизма.

Author Biography

Константин ПРОХОРОВ, Западно-Сибирский Библейский Колледж (г. Омск)

Константин Прохоров окончил исторический факультет Северо-Казахстанского университета и Одесскую богословскую семинарию ЕХБ. Магистр богословия и доктор философии (PhD) – IBTS, Прага, Чехия / университет Уэльса, Великобритания. Публиковался в журналах: «Грани», «Континент», «Богомыслие» и др. Автор нескольких книг, опубликованных в России, Германии, Великобритании и США. Женат, трое детей.

References

  1. Апатова И. Герменевтика Синодального перевода (Дипломная работа). Московская бого-словская семинария ЕХБ, 2006.
  2. Бердяев Н. Царство Духа и царство Кесаря. М.: Республика, 1995.
  3. Братский вестник. 1956-1999.
  4. Вестник истины. 1982-1992.
  5. Догматика. Заочные библейские курсы ВСЕХБ. М.: ВСЕХБ, 1970.
  6. Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. М.: Правило веры, 1999.
  7. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. М.: Лодья, 1998.
  8. История баптизма. Сборник. Вып. 1. Сост. С. Санников. Одесса: ОБС, 1996.
  9. Карев А. Духовные статьи. Корнталь: Свет на Востоке, 1974.
  10. Лосский В. Боговидение. М.: Издательство АСТ, 2003.
  11. Лосский В. Догматическое богословие // Мистическое богословие. Киев: Путь к Истине, 1991. С. 261-335.
  12. Мазаев Г. Воспоминания. Корнталь: Свет на Востоке, 1992.
  13. Макарий (Булгаков), митр. Православно-догматическое богословие. В 2-х тт. М.: Паломник, 1999.
  14. Мы были баптистами. Сост. В. Голубович. М.: Госполитиздат, 1960.
  15. Наше кредо: Одесская богословская семинария ЕХБ. Ред. С. Санников. Одесса: Богомыслие, 1993.
  16. Песнь возрождения. Сборник духовных песен. [Б.м.]: Издание Совета церквей ЕХБ, 1978.
  17. Полная симфония на канонические книги Священного Писания. СПб.: Библия для всех, 1996.
  18. Попов В. Стопы благовестника. М.: Благовестник, 1996.
  19. Прохоров К. Опыт отечественного евангельского богословия. СПб.: Межд. христ. изд-во «Титул», 2009.
  20. Савинский С. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии (1867-1917). СПб.: Библия для всех, 1999.
  21. Сборник духовных песен евангельских христиан баптистов. М.: ВСЕХБ, 1968.
  22. Сборник проповеднических образцов. Сост. П. Дударев. СПб.: Издание И. Тузова, 1912.
  23. Сергий (Страгородский), архиеп. Православное учение о спасении. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1991.
  24. Сипко А. Держись образца здравого учения: сборник статей. Спокан (США): NCG Inc., 2010.
  25. Толковая Библия. Под ред. А. Лопухина. В 12 тт. СПб.: Странник, 1904-1913.
  26. Христианство. Энциклопедический словарь. Ред. С. Аверинцев. В 3-х тт. М.: Большая Рос-сийская энциклопедия, 1993-1995.
  27. Цыпин В., прот., История Русской Православной Церкви, 1917-1990. М.: Издательский дом «Хроника», 1994.
  28. Шкаровский М. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1999.
  29. Briggs, J., ed., A Dictionary of European Baptist Life and Thought (Milton Keynes, UK: Paternoster, 2009).
  30. Encyclopedia of Protestantism, 4 vols., ed. by H. Hillerbrand (New York: Routledge, 2004).
  31. Encyclopedia of Protestantism, ed. by J. Melton (New York: Facts On File, 2005).
  32. Evangelical Dictionary of Theology, ed. by W. Elwell (Grand Rapids: Baker Book House, 1991).
  33. Fedotov, G., The Russian Religious Mind (N.Y.: Harper & Row, 1965).
  34. McBeth, H., The Baptist Heritage (Nashville, TN: Broadman Press, 1987).
  35. Meyendorff, J., Archpriest, Byzantine Theology: Historical Trends and Doctrinal Themes (N.Y.: Fordham University Press, 1983).
  36. New American Standard Exhaustive Concordance of the Bible (Nashville, TN: Holman Bible Pub-lishers, 1981).
  37. Oxford Encyclopedia of the Reformation, 4 vols., ed. by H. Hillerbrand (New York: Oxford Univer-sity Press, 1996).
  38. Zander, L., Vision and Action (London: Gollancz, 1952).

How to Cite

ПРОХОРОВ, Константин. 2013. “Почему отечественные баптисты – не арминиане и не кальвинисты”. Theological Reflections: Eastern European Journal of Theology, no. 14 (September):184-98. http://reflections.eeit-edu.info/article/view/72345.