Между Западом и Востоком: Заметки о начале евангельского движения в России

Authors

  • Константин ПРОХОРОВ Преподаватель Западно-Сибирского Библейского Колледжа (г. Омск), Russian Federation

Keywords:

Евангельское движение в России, Русское богоскательство, первые славянские евангельско-баптистские общины

Abstract

Автор анализирует религиозную ситуацию в Российской империи на рубеже XIX и XX вв. и показывает истоки национального «протестантского духа», свободолюбивых религиозных настроений в значительной части российского общества, нравственно противившейся любому насилию со стороны государственного православия, однако не чуждой «истинному православию» в своей сути. Именно этот протест и внутренняя свобода некогда породили целый спектр старообрядческих и сектантских направлений в России, нередко удивительно созвучных между собой в учениях и традициях. Не отрицая значимости «иностранного фактора» в формировании первых отечественных евангельско-баптистских общин, автор показывает их неоднородность, допускавшую как прозападные, так и почвеннические тенденции. Примеры прямых или опосредованных заимствований европейских протестантских идей уравновешиваются известной самостоятельностью «встречных течений» бесчисленных славянских богоискателей, избирательным подходом российских сектантов к классическим протестантским доктринам и иностранной богослужебной практике. Автор показывает, в чём заключался русский протестантский «выбор веры», к которому имели возможность присоединиться представители всех национальностей в России. 

Author Biography

Константин ПРОХОРОВ, Преподаватель Западно-Сибирского Библейского Колледжа (г. Омск)

Константин Прохоров окончил исторический
факультет Северо-Казахстанского университета и
Одесскую богословскую семинарию ЕХБ. Магистр богословия и доктор философии (PhD) – IBTS,
Прага, Чехия / университет Уэльса, Великобритания. Публиковался в журналах: «Грани», «Континент», «Богомыслие» и др. Автор нескольких книг,
опубликованных в России, Германии, Великобрита%
нии и США. Женат, трое детей.

References

  1. БИБЛИОГРАФИЯ
  2. Алексий (Дородницын), епископ. Материалы для истории религиозно-рационалистического движения на юге России во второй половине XIX столетия. Казань: Центральная типография, 1908.
  3. Алексий (Дородницын), иером. Южно-русский необаптизм, известный под именем штунды. Ставрополь: Типо-литография Т.М. Тимофеева, 1903.
  4. Бонч-Бруевич В. Преследование баптистов. [Б. м.]: Издание «Свободного Слова», 1902.
  5. Валькевич В. Записка о пропаганде протестантских сект в России и в особенности на Кавказе. Тифлис: Типо-графия Канц. Главноначальствующего гражд. ч. на Кавказе, 1900.
  6. Голубинский Е. История Русской Церкви. В 2-х тт. М.: Университетская типография, 1901-1911.
  7. Дик И. Новые мехи для молодого вина // Богословские размышления. 2006. №6. С. 98-113.
  8. Достоевский Ф. Миражи: штунда и редстокисты (Дневник писателя, 1877 г.) // Достоевский Ф. Полное собра-ние сочинений, в 30-ти тт. Л.: Наука, 1983. Т. 25. С. 10-12.
  9. Евангельское движение в Российской империи (1850-1917): Екатеринославская губерния (Сборник документов и материалов). Сост. О. Безносова. Днепропетровск: Samencorn, 2006.
  10. Емельянов Г. Рационализм на юге России // Отечественные записки. 1878. №№ 3,5.
  11. Зеньковский С. Русское старообрядчество. Минск: Белорусский экзархат, 2007.
  12. Иванов В. Книга епископа Алексия // Баптист. 1908. №9. С. С. 23-27.
  13. История евангельско-баптистского движения в Украине: материалы и документы. Ред. С. Головащенко. Одес-са: Богомыслие, 1998.
  14. Кальнев М. Почему православные отпадают в сектантство? // Миссионерское обозрение. 1906. №7-8. С. 62-73.
  15. Карев А. Юбилейный доклад в связи со 100-летней годовщиной братства ЕХБ в СССР // Братский вестник. 1967. №4. С. 8-21.
  16. Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Эксмо, 2009. С. 77.
  17. Каретникова М. Русское богоискательство // Альманах по истории русского баптизма. Сост. М. Каретникова. СПб.: Библия для всех, 1999. С. 3-84.
  18. Клибанов А. История религиозного сектантства в России (60-е годы XIX в. – 1917 г.). М.: Наука, 1965.
  19. Ключевский В. Курс Русской истории // Ключевский В. Сочинения в 9-ти тт. М.: Мысль, 1987. Т. 1.
  20. Коваленко Л. Облако свидетелей Христовых. Киев: Центр христианского сотрудничества, 1997.
  21. Коррадо Ш. Философия служения полковника Пашкова. СПб.: Библия для всех, 2005.
  22. Ливен С. Духовное пробуждение в России. Корнталь: Свет на Востоке, 1990.
  23. Лесков Н.С. Великосветский раскол // Лесков Н.С. Зеркало жизни. СПб.: Библия для всех, 1999. C. 32-147.
  24. Лесков Н.С. Собрание сочинений. В 12-ти тт. М.: Правда, 1989.
  25. Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995. Кн. 3.
  26. Марцинковский В. Смысл жизни (сборник статей). Новосибирск: Посох, 1996.
  27. Мельников П. Записка о русском расколе // Сборник правительственных сведений о раскольниках. Сост. В. Кельсиев. Вып. 1. Лондон: Trubner & Co., Paternoster Row, 1860. С. 169-198.
  28. Митрохин Л. Баптизм: история и современность. СПб.: РХГИ, 1997.
  29. Новицкий О. Духоборцы: их история и вероучение. Киев: Университетская типография, 1882.
  30. Отчет о Всероссийском съезде духовных христиан (молокан) по поводу столетнего юбилея, 1805-1905 гг. Изд. А. Лоскутов и др. Тифлис, 1907.
  31. Павлов В. Воспоминания ссыльного // Альманах по истории русского баптизма. Сост. М. Каретникова. СПб.: Библия для всех, 1999. С. 194-219.
  32. Памятники литературы Древней Руси. XI – начало XII века. Сост. Л.А. Дмитриев и Д.С. Лихачев. М.: Художе-ственная литература, 1978.
  33. Памятники литературы Древней Руси: середина XVI века. М.: Художественная литература, 1985.
  34. Подберезский И. Протестанты и другие. СПб.: Мирт, 2000.
  35. Поспеловский Д. Тоталитаризм и вероисповедание. М.: ББИ, 2003.
  36. Пругавин А. Раскол и сектантство в русской народной жизни. М.: Т-во И.Д. Сытина, 1905.
  37. Пузынин А. Традиция евангельских христиан. М.: ББИ, 2010.
  38. Рождественский А. Южнорусский штундизм. СПб.: Типография департамента уделов, 1889.
  39. Русская идея: сборник произведений русских мыслителей. Сост. Е. Васильев. М.: Айрис-пресс, 2004.
  40. Рыбаков Б. Стригольники. М.: Наука, 1993.
  41. Савинский С. История евангельских христиан-баптистов Украины, России, Белоруссии (1867-1917). СПб.: Библия для всех, 1999.
  42. Санников С. Двадцать веков христианства. В 2-х тт. Одесса: Богомыслие, 2001. Т. 2.
  43. Смирнов П. История Христианской Православной Церкви. М.: Крутицкое Патриаршее Подворье, 1998.
  44. Соловьев С.М. Сочинения в 18 кн. Кн. I: История России с древнейших времён. Т. 1-2. М.: Мысль, 1988.
  45. Тальберг Н. История Русской Церкви. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2004.
  46. Топоров В. Святость и святые в русской духовной культуре. В 2-х тт. М.: Языки русской культуры, 1998.
  47. Федотов Г. Святые Древней Руси. М.: Московский рабочий, 1990.
  48. Шендеровский Л. Евангельские христиане. Торонто: Издание Канадского Союза Евангельских Христиан, 1980.
  49. Щапов А. Сочинения в 3-х тт. СПб.: Издание М.В. Пирожкова, 1906.
  50. Юзов И. Русские диссиденты: староверы и духовные христиане. СПб.: Типография А.М. Котомина, 1881.
  51. Ясевич-Бородаевская В. Борьба за веру: историко-бытовые очерки и обзор законодательства по старообряд-честву и сектантству. СПб.: Государственная типография, 1912.
  52. “The Autobiography of Jacob Delakoff, Independent Missionary in Russia”, The European Harvest Field: March-December 1935.
  53. Bourdeaux, M., Opium of the People: The Christian Religion in the USSR (Indianapolis: The Bobbs-Merrill Company, 1966).
  54. Cairns, E., Christianity through the Centuries: A History of the Christian Church, 3rd ed. (Grand Rapids: Zondervan, 1996).
  55. Coleman, H., “Becoming a Russian Baptist: Conversion Narratives and Social Experience”, Russian Review, vol. 61, 1 (2002), pp. 94-112.
  56. Coleman, H., Russian Baptists and Spiritual Revolution, 1905-1929 (Bloomington, IN: Indiana University Press, 2005).
  57. Friesen, P., The Mennonite Brotherhood in Russia (1789-1910) (Fresno, CA: General Conference of Mennonite Breth-ren Churches, 1978).
  58. Heier, E., Religious Schism in the Russian Aristocracy, 1860-1900. Radstockism and Pashkovism (The Hague: Marti-nus Nijhoff, 1970).
  59. Jones, L., Russian Evangelical Awakenings (Abilene, TX: ACU Press, 1996).
  60. Kartashev, A., “Spirit of the Old Believers’ Schism”, St. Vladimir’s Theological Quarterly, nos. 2-3 (1974), pp. 138-145.
  61. Trotter, E., Lord Radstock: An Interpretation and A Record (London: Hodder and Stoughton, n.d.).
  62. Wardin, A., Evangelical Sectarianism in the Russian Empire and the USSR. ATLA Bibliography Series, 36 (Lanham, MD: Scarecrow, 1995).
  63. Wardin, A., “How Indigenous was the Baptist Movement in the Russian Empire?” Journal of European Baptist Stud-ies, vol. IX, 2 (2009), pp. 29-37.
  64. Zernov, N., Moscow the Third Rome (N.Y.: AMS Press, 1971).
  65. Zhuk, S., Russia’s Lost Reformation: Peasants, Millenialism, and Radical Sects in Southern Russia and Ukraine, 1830-1917 (Washington, D.C.: Woodrow Wilson Center Press, 2004).
  66. Znamenski, A., “Shamanism and Christianity on the Russian Siberian Borderland: Altaian Responses to Russian Or-thodox Missionaries (1830-1917)”, Itinerario, no. 1 (1998), pp. 107-130.

How to Cite

ПРОХОРОВ, Константин. 2012. “Между Западом и Востоком: Заметки о начале евангельского движения в России”. Theological Reflections: Eastern European Journal of Theology, no. 13 (May):53-78. http://reflections.eeit-edu.info/article/view/85002.